В быту и на производстве преобладает использование электроэнергии. Поэтому большинство приборов и станков работает от электрических машин. Уже внедрено много видов агрегатов и у каждого свои качества. Для получения неизменной механической силы большой мощности или генерации огромного объема электроэнергии во многих областях востребованы синхронные двигатели (СД).
Каждая электрическая машина работает по следующему принципу:
При этом вращение ротора по отношению к магнитному полю бывает двух вариантов:
Для получения различной угловой скорости требуется независимое возбуждение обмотки статора и якоря от разных источников. Такого же эффекта можно достичь при параллельном возбуждении, если между источником питания и проводником статора подсоединить реостат. Этим усложняется схема асинхронных двигателей.
Синхронным машинам не требуется дополнительных устройств для включения. Поэтому их стоимость и расходы на обслуживание ниже.
Все электродвигатели имеют общую основу и состоят из статора и ротора. Обмотка статора принимает ток от источника трехфазной сети или электростанции и генерирует ЭДС. Магнитное поле действует на обмотку ротора и приводит его в движение. Таким способом электрическая сила преобразуется в механическую энергию.
Но у асинхронных двигателей скорость ЭДС всегда выше ротора. Для получения одинаковой механической силы требуется больше электроэнергии, что делает его менее выгодным. Поэтому для работы крупногабаритного оборудования используются синхронные электродвигатели.
Электрические машины работают и в обратном порядке с включением в качестве генератора. Подавляющее большинство электростанций, генерирующих до Мегаватт электроэнергии, функционируют под управлением синхронного двигателя.
Скорость вращения СД определяется только параметрами ЭДС, зависимой от подаваемого тока. Следовательно, нагрузка на вал не снижает обороты и синхронный двигатель можно использовать в качестве компенсатора.
Синхронный электродвигатель может работать от постоянного и переменного тока. Конкретный тип питания для подключения или генерации тока определяется конструкцией статора и его назначением.
Ток непрерывно действует на обмотку возбуждения. Поэтому для получения максимального КПД статор представлен сплошным цилиндром, а обмотка в нем непрерывная. При такой конструкции в любой момент времени ток будет поступать на катушку.
Электродвигатели и генераторы постоянного тока выгодны для включения оборудования и автономного питания удаленных объектов в условиях отсутствия сетей. В быту синхронные двигатели постоянного тока не применимы. Требуется выпрямление тока, из-за которого размер устройства увеличится, а управление им усложнится.
Такие электродвигатели отличаются секционной конфигурацией статора (который по форме схож с коллектором якоря). Переменный ток одно фазной электросети действует прерывисто как синусоида с частотой 50 Гц (т.е. 50 раз в секунду затухает). Технически синхронный электродвигатель постоянного тока можно подключить к одно фазной сети, но скорость вращения будет ниже. Это связано с тем, что заряд не будет поступать на отдельные участки обмотки статора из-за периодичного затухания. Для трехфазной сети он не подходит.
Поэтому обмотки возбуждения в виде сплошного кольца нерентабельны. Вместо них в синхронных машинах переменного тока внедрены пластины одинакового размера, расположенные вокруг ротора. У каждого сегмента на внутренней поверхности есть пазы, в которые закладывается одинаковое количество витков (из которых состоит обмотка возбуждения).
Синхронный электродвигатель переменного тока проектируется и собираются таким образом, чтобы расстояние между пластинами статора совпадало с длиной волны синусоиды переменного тока в общей сети. В результате в момент пикового значения заряд всегда поступает на область обмотки одной из пластин. Расчет углового расстояния между секциями для статора любого диаметра не сложно провести, когда известна частота тока и скорость вращения (50 Гц и 3000 об./мин соответственно).
У синхронных двигателей переменного тока статор бывает явнополюсным и неявнополюсным. Первый тип представлен секциями с обмотками на противоположных сторонах. При такой конструкции в некоторые моменты пикового значения ток не будет возбуждать ЭДС и угловая скорость ротора снизится. В процессе разбора СД сразу видно симметричное положение обмоток статора, отсюда и понятие явнополюсный двигатель.
Особенность параметров таких электродвигателей в скорости вращения менее 3000 об./мин без использования преобразователя при подключении оборудования к электросети. Но КПД таких синхронных машин на единицу расходуемой электроэнергии ниже. Востребованы двигатели только в случаях, когда требуется компактные размеры и низкая скорость вращения.
Секции неявнополюсного статора расположены равноудалено друг от друга. Все синхронные электродвигатели переменного тока в бытовых приборах являются неявнополюсными. А для регулирования скорости вращения в них присутствует частотный преобразователь. Использоваться в качестве генератора переменного тока может только синхронный двигатель с неявнополюсным статором.
Служит вращательным элементом СД для воспроизведения механической силы. Для передачи крутящего момента рабочему механизму ротор соединен с валом. У двигателей постоянного тока к якорю на подшипниках скольжения присоединен неподвижный коллектор. Назначение механизма в постоянной передаче начального момента движения. Сам по себе ротор при подаче питания немного прокрутится и остановится.
Обмотка статора синхронных электродвигателей переменного тока возбуждается периодично при пиковом значении. Аналогично действует ЭДС на якорь, вращая его импульсивно, а не в любой момент времени. Поэтому необходимость в коллекторе отпадает. Вместо него используется токопроводящее немагнитное кольцо.
У каждой машины есть свои плюсы и минусы. Для синхронного двигателя можно выделить следующие достоинства:
Но главное преимущество электрического синхронного двигателя — это высокий КПД. Для сравнения, у асинхронных аналогов поле возбуждения быстрее скорости вращения ротора, поэтому ему требуется больше электроэнергии.
Обмотки статора и якоря асинхронных машин возбуждаются током с разными характеристиками и это существенный недостаток. В случае проблем с питанием одного проводника или поломкой реостата можно не заметить неполадок. При этом электродвигатель продолжит работать в прежнем режиме, а обмотка может уже плавиться.
Синхронные двигатели лишены этого недостатка. Благодаря принципу действия их работу проще контролировать. В случаях перебоя на генераторе или в трехфазной сети изменится скорость ЭДС, а за ней синхронно и вращение ротора. Оператор это сразу же заметит по нехарактерному шуму от агрегата и успеет принять меры. Хотя на современном производстве много защитного оборудования на участке цепи потребителя, никто не застрахован от их поломки.
При бережном использовании синхронный двигатель прослужит установленный производителем срок. Для сохранения ресурса агрегата важно придерживаться следующих правил:
Эти требования актуальны и для генераторов, работающих по схеме синхронного мотора.
Несмотря на качество сборки, любая машина может выйти из строя и синхронный двигатель не исключение. В процессе эксплуатации оборудования чаще наступают следующие неполадки:
В большинстве случаев от нарушений в цепи питания спасают контрольно-измерительные приборы, и электродвигатель получает незначительный урон. Механические неисправность обнаруживаются оператором по нехарактерной работе (сильный нагрев корпуса, чрезмерная шумность, вибрации). Однако применение оперативных мер не всегда уберегают от поломки. И даже при бережной эксплуатации со временем наступить штатный износ детали машины. Поэтому со временем синхронный электродвигатель выходит из строя. Восстановить своими руками его не получится. И дело не в отсутствии знаний или опыта.
Для ремонта синхронного двигателя требуется профессиональный стенд со сложным оборудованием. Также большое значение имеет подробное исследование дефектов, которые помогут в определении причины поломок. Если их не выявить и не устранить, после восстановления в течение короткого времени электродвигатель снова может сломаться. Как правило, половина неисправностей наступает из-за дефектов на стороне (источник питания, рабочий механизм оборудования, рама или консоль).
У синхронных двигателей превосходные качества производительности и долговечности. СД имеют высокий КПД, способны работать в тяжелых условиях и выдавать большую механическую мощность, а также генерировать Мегаватты электроэнергии. Но со временем любые электрические машины изнашиваются и требуют восстановления.
Компания «Хельд» занимается ремонтом электромоторов любой сложности. Специалисты ремонтируют агрегаты после получения серьезного урона:
Если ваш двигатель очень старый и подает признаки износа, мастера продлят его ресурс в оперативные сроки. Ремонт агрегатов занимает от двух дней. Если вам нужно восстановить бытовой или промышленный электромотор — обращайтесь к нам. Мастер быстро осмотрит оборудование и сообщит стоимость со сроками ремонта.